Адвокат по административным делам

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих. Суды в данном случае разрешают не гражданско-правовой спор, а спор, возникший из публичных правоотношений, субъекты которых связаны отношениями власти и подчинения.

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре устанавливает, что адвокат участвует в качестве представителя доверителя в административном судопроизводстве.

Указанное правомочие адвоката корреспондирует с ч. 2. ст. 118 Конституции РФ, которая установила административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти. Тем самым было предопределено, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реализована и в этой форме судопроизводства.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат имеет ряд правомочий, которые можно свести к четырем группам:

1. Право собирать и представлять сведения в интересах доверителя путем: а) истребования предметов и документов; б) опроса лица с его согласия; в) привлечения специалиста.

2. Право встречаться с доверителем беспрепятственно наедине, конфиденциально, без ограничения количества и продолжительности.

3. Право фиксировать материалы дела (в том числе снимать копии с помощью технических средств), к которым адвокат в соответствии с законом имеет доступ в данный момент процессуальной деятельности.

4. Право совершать иные действия в интересах доверителя, не противоречащие законодательству РФ.

Любая информация, ставшая известной адвокату от доверителя в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей, составляет его профессиональную тайну. И эти сведения не могут быть разглашены ни при каких обстоятельствах. Указанный вывод основан на положениях п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

15 сентября 2015 г. вступил в силу давно ожидаемый процессуальный закон - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС), вместивший в себя положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК), а также новые, нигде прежде не встречающиеся правила. К новеллам КАС, пожалуй, следует отнести нормы о требованиях к представителям в административном судопроизводстве.

Отдельно Верховный суд РФ отметил в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС РФ 25 ноября 2015 года, что адвокаты по административным делам не обязаны представлять документы об образовании. Это вытекает из положений Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в соответствии с которым адвокатский статус сам по себе подразумевает наличие высшего юридического образования. Полномочия адвоката по административным делам, по мнению судей, должны быть подтверждены доверенностью от лица, чьи интересы он представляет, а его статус - удостоверением адвоката. Если полномочия адвоката по административным спорам были оформлены до 15 сентября 2015 года, он имеет право подтвердить их ордером. Аналогично возможно подтверждение полномочий адвоката ордером, если он участвует в административном судопроизводстве по назначению.

В соответствии с ч. 9 ст. 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в указанных в ней судах граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителя, который совершает вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением перечисленных в ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Таким образом, право гражданина на ведение административного дела в суде через представителя (с высшим юридическим образованием, или адвокатом) превращается в его обязанность.

Представительство по назначению осуществляется на основании ст. 54 КАС РФ: суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случая.

Полномочия адвоката в административном производстве по своему содержанию делятся на общие и специальные.

Общие полномочия - это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени представляемого, независимо от того, оговорены ли они в доверенности.

Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым (ст. 56 КАС РФ).

К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами административного дела, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и иные, связанные с возможностью участия в судебном процессе.

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. К ним относятся полномочия, перечисленные в ст. 56 КАС РФ, т.е. право представителя:

- на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;

- на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

- на подачу встречного административного искового заявления;

- на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

- на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;

- на изменение предмета или основания административного иска;

- на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);

- на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

- на обжалование судебного акта;

- на предъявление исполнительного документа к взысканию;

- на получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Указанные полномочия должны быть специально оговорены в доверенности.

Оставьте сообщение
×
Оставьте сообщение